"Я — за однополый брак", — заявила на конференции "Различия обогащают", посвященной проблемам лесбиянок, геев, би- и транссексуалов (ЛГБТ), уполномоченная по гендерному равноправию и равному обращению Мари-Лийс Сеппер.
"На вопрос, что можно предпринять в Эстонии, чтобы изменить правовой статус ЛГБТ, у нас звучит ответ: общественность не готова к такому обсуждению, не готова обсуждать, что для сексменьшинств лучше — однополые браки или союзы по Закону о партнерстве, — продолжила она. — Должно ли государство формировать общественное мнение или разъяснять что-то своим гражданам?"
По словам Сеппер, Эстонское государство и законодатели должны исходить из обязательств, взятых на себя после подписания международных договоров по правам человека: "Если рассуждать чисто юридически, то можно сказать, что запрет дискриминации предполагает, что стандарты прав человека едины, право на семью и брак должно расширяться на всех — независимо от сексуальной ориентации человека. Но предписать государству ничего нельзя, государство должно само принять решение".
Между тем, во многих европейских странах решения приняты и, как следствие, напряженность в обществе снята.
Советник бюро уполномоченного по правам человека Совета Европы Лаури Сивонен подчеркнул, что однополые браки узаконены в семи государствах Европы — Бельгии, Исландии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Швеции.
"Думаю, что через пару лет большинство государств ЕС сделает шаг на пути регистрации однополых браков, — сказал Сивонен. — В прошлом году право представителей сексменьшинств жить семейной жизнью было закреплено в Европе юридически. Хотя государства Евросоюза не обязаны разрешать такие браки, им надо как-то обосновывать неравное обращение, а это трудно. Так или иначе, в Европе продолжает сохраняться противоречие между общеевропейскими и внутригосударственными нормами".
Выступивший на конференции министр интеграции Швеции Эрик Улленхаг не скрывал, что во время обсуждения темы прав ЛГБТ в его стране было сломано немало копий. Однако с помощью информирования и выведения общества из состояния нетерпимости удалось достичь того, что в 1995 году Законом о партнерстве было зафиксировано признание однополых союзов, в 2003 году — установлено право на усыновление зарегистрированными однополыми парами, а в 2009 году — разрешены однополые браки. И даже шведская церковь объявила, что готова регистрировать такие браки, не видя в этом никакой угрозы семейным ценностям.
"Теперь и шведские партии должны быть готовы акцептировать права ЛГБТ, ведь люди не поддерживают тех политиков, которые их дискриминируют, — отметил Улленхаг. — Швеция продолжит защищать права ЛГБТ как дома, так и на общеевропейской арене. Мы должны стремиться к такой Европе, где не только гетеросексуалы, но и лесбиянки, гомосексуалы, би- и транссексуалы смогут открыто демонстрировать свою любовь. Это вопрос прав человека вообще, а не проблема одной отдельной группы".